Своевременная замена моторного масла — это обязательная мера по техническому обслуживанию двигателя. Это бережёт двигатель от преждевременного износа и поломок деталей. При старении масло густеет и забивает фильтры или, наоборот, разжижается — в любом случае «движок» со временем начинает работать некорректно. Рассмотрим подробнее, какова роль этой жидкости для автомобиля.
Функции масла:
- Амортизирует действие трущихся деталей друг на друга.
- Улучшает герметичность зазора между поршневыми кольцами и стенкой цилиндра.
- Охлаждает нагретые детали двигателя — систему поршней, подшипники и т. д.
- Защищает от поражения коррозией.
- Очищает от отложений, нагара, других нерастворимых загрязнений.
- Понижает активность кислот, образуемых при горении топлива и от окисла масла.
- Предотвращает образование осадка в картере, маслопроводах и т.д.
Для улучшения тех или иных свойств (моющих, антиокислительных, противоизносных и многих других) в продукт добавляют специальные присадки. И хотя их польза часто ставится под вопрос, в первую очередь качество зависит от производителя.
Как часто менять?
Периодичность зависит от нескольких факторов — времени года, эксплуатационных условий, конструкции автомобиля. Так, требуется сезонная смена масла (зима/лето) при пересечении рубежа в +5 °С. Помимо этого автовладельцы обычно ориентируются на отметку в 10–15 тысяч км пробега. Лучше всего ориентироваться на нижний порог этого показателя.
Кроме того, при повышении нагрузки интервал сокращается. Это следующие факторы:
- Долгие переезды, особенно по пересечённой местности.
- Повышенная пыльность, влажность.
- Перепады температур.
- Частое стояние в пробках.
- Агрессивная езда — на высоких скоростях, с рывками, резкими разгонами и т. д.
- Частые переезды на короткие дистанции, когда двигатель не успевает прогреться.
Период, необходимый для каждой модели, указывается в инструкции по эксплуатации. Но если у Вас иномарка, частоту необходимо повышать по сравнению с рекомендованной — нужно сделать поправку на разницу европейских и российских условий. Дело в качестве не только дорог, но и топлива: от него остаётся больше нагара на стенках, который смывается маслом. Безусловно, от получаемых загрязнений оно быстрее отрабатывает свой ресурс.
Сделаем небольшую оговорку — существует масло, в котором есть специальные пометки о возможности долгой эксплуатации. При этом она была проверена самим производителем авто. Скажем, BMWLonglife-01 или BMW LL-01 — маркировка, означающая, что состав может оставаться пригодным до 20 тысяч км пробега на этой марке авто.
Есть и особые случаи, когда нужно поменять масло сразу же. Например, при покупке подержанной машины.
Подготовка к работе
Итак, разберём последовательно саму процедуру замены масла в двигателе своими руками. В качестве места для таких работ идеально подойдёт гараж, если есть такая возможность, в противном случае это можно сделать на открытом воздухе, особенно в летнее время. В гаражных кооперативах часто есть специальная эстакада или яма для подобных работ. Также можно использовать домкрат.
Для работы Вам понадобятся перчатки, фильтр и само масло. На качестве последнего экономить нельзя. Необходимо выбирать продукт известных производителей: Motul, LUKOIL, Mobil, Neste Oil, Polo, Wolver, Yukoil, ZIC. В инструкции по эксплуатации обычно есть рекомендации по выбору масла — их безусловно стоит учесть.
Что касается разновидностей, то эксперты рекомендуют составы на основе полиальфаолефинов, полигликолевые и эстеровые. Но всё это — продукт с высокой ценой. Наиболее распространены сейчас полусинтетические масла, которые нельзя назвать идеальными; специалисты рекомендуют использовать вместо них гидрокрекинговые.
Но вернёмся к процессу работ. Следует заранее:
- исследовать расположение сливной пробки;
- определиться с подходящим для неё ключом (это может быть стандартный на 17, но также «звёздочка», шестигранник и другие);
- проверить наличие защиты двигателя.
Если последнее предусмотрено в конструкции, нужно понять, как она отключается — например, это может происходить через технологические отверстия. Однако сразу проводить слив не рекомендуется. Опишем всю процедуру поэтапно.
Последовательность работ:
- Двигатель прогревается — неважно, на ходу или нет. Это необходимо по двум причинам. Во-первых, масло становится более жидким и поэтому проще сливается. Во-вторых, при нагреве оно забирает в себя все загрязнения, которые при остывании выпадают в осадок. Следовательно, иначе Вы будете заливать новый состав в осевшую грязь, что плохо скажется на качестве работы двигателя. Иногда такое тоже практикуют для экономии времени, и это называется экспресс-заменой, но злоупотреблять ею не стоит.
- Автомобиль готовится к замене — нужно заехать на подготовленное место и поставить машину на ручной тормоз. Если Вы используете домкрат, поднимается та часть авто, с которой удобнее всего добраться до сливной пробки.
-
Берётся инструмент и тара для отработанного масла. Пробка откручивается с максимальной осторожностью: масло горячее и способно обжечь. Для слива подставляется тара. После того, как жидкость перестала течь, нужно опустить домкрат и поднять им другую сторону авто, «поиграть» с положением машины, пока масло не закончит сливаться. Идеала в данном случае достичь невозможно — какая-то часть состава останется внутри, но нужно достичь максимума.
- Иногда используется промывочное масло со специальными очищающими добавками. Особенно полезна такая процедура, если периодичность замены была нарушена, использовалась экспресс-замена и т. д. После заливки такого состава двигатель запускается вхолостую на 10–15 минут.
- Отвинчивается масляный фильтр. Это обязательный этап. Для этого используются молоток, отвёртка и собственные руки — или специальный съёмник. Вместе с фильтром вытечет ещё некоторая часть старого масла.
- Возвращается на прежнее место сливная пробка. Тряпкой нужно протереть привальную плоскость фильтра, маслом смазывается уплотнительное кольцо, после чего ставится новый фильтр.
- Теперь наконец можно заливать новое моторное масло. Чтобы его не расплескать, обычно используют воронку, в том числе самодельную из пластиковой бутылки. Простой, но не такой уж очевидный совет — канистру для удобства стоит держать параллельно земле.
Необходимый уровень масла
Для определения того, сколько жидкости нужно залить, нельзя полагаться на интуицию. Для этого предусмотрен специальный щуп с отметками — обычно они отмечены как Min и Max.
Тут последовательность действий такова:
- вы заливаете масло;
- ждёте, пока оно сольётся в картер;
- проверяете его уровень по щупу.
При достижении отметки Min можно запускать двигатель, чтобы жидкость прокачалась по системе и заполнила фильтр. В данном случае индикатор с маслёнкой на приборной панели гаснет — тогда можно глушить двигатель. Однако и после этого, через 10 минут поездки, нужно проверить уровень и долить при необходимости.
Важно не превысить отметку Max, и если она достигнута, то слить излишек. В противном случае в системе будет создаваться избыточное давление, что принесёт вред в особенности сальникам.
Единственное, что остаётся сделать после всех этих операций, — очистить двигатель от пролитого масла.
Самостоятельно или в автосервисе?
Из приведённой информации можно сделать два вывода. С одной стороны, замена масла в двигателе не потребует от Вас сверхсложного профессионального оборудования, для этого Вам не понадобится квалификация автомеханика. И это единственная возможность бесплатного обслуживания, если не говорить об акциях в СТО.
С другой стороны, работа всё равно потребует солидного количества времени, терпения и нервов. Если Вы не уверены в собственных навыках и опасаетесь допустить ошибку, лучше не рисковать — всё-таки речь идёт о «здоровье» двигателя, важнейшего агрегата любого автомобиля. В конце концов, даже в профессиональном автосервисе эта услуга стоит недорого, а в «гаражные мастерские» обращаться не стоит.
Дополнительная информация:
Замена прокладки клапанной крышки